Сварка
Сваркой называется процесс неразъемного соединения металлических изделий путем местного нагревания их до расплавленного или тестообразного (пластичного) состояния (без применения или с применением механического усилия) ПРЕИМУЩЕСТВА СВАРКИ
Сварка по сравнению с другими способами соединения обеспечивает следующие преимущества:
1. Экономию металла вследствие полного использования рабочих сечений элементов в соединительных узлах сварных конструкций; придания конструкциям более целесообразной формы в соответствии с действующими нагрузками; резкого уменьшения веса соединительных элементов в сварных узлах; применения более тонкостенных конструкций, отсутствия расхода металла на литники и прибыли, уменьшения брака и припусков на механическую обработку при замене литья сваркой.
В сварных конструкциях вес металла сварных швов обычно составляет от 1 до 2%, в то время как в клепаных вес заклепок и косынок — не менее 4% от веса изделия. Сварка дает до 25% экономии металла по сравнению с клепкой, по сравнению с литьем экономия металла достигает: при замене стального литья сваркой до 25—30%, при замене чугунного литья сваркой стального проката — до 50—60%.
Использование сварки на строительстве зданий позволяет уменьшить вес стальных конструкций на 15%, облегчает изготовление и увеличивает жесткость всей конструкции. При сооружении доменных печей применение сварки вместо клепки позволяет экономить от 12 до 15% металла, в конструкциях стропильных ферм — 10—20%, в конструкциях подъемных кранов—15—20%.
2. Сокращение сроков работ и уменьшение стоимости изготовления конструкций за счет снижения расхода металла и уменьшения трудоемкости работ. Так, например, при постройке крупных доменных печей на металлургических заводах сварка кожуха печи из стальных листов электрошлаковым способом осуществляется за 1/2 месяца. Сварка такого кожуха ручным способом занимает более месяца, а клепка — 7—9 месяцев.
Выгодно применять сварку при индивидуальном и мелкосерийном производстве, так как при этом можно обходиться более простыми и недорогими приспособлениями и технологической оснасткой.
3. Возможность изготовления изделий сложной формы путем сварки их из отдельных штампованных или литых элементов вместо ковки или отливки изделия в целом. Такие конструкции называются соответственно штампосварными или сварнолитыми и широко применяются в автомобилестроении, самолетостроении, вагоностроении, энергомашиностроении и других областях.
Применение таких конструкций дает экономию металла и трудозатрат. При помощи сварки можно изготовлять детали из металла, прошедшего различную предварительную обработку, например, сваривать прокатанные профили со штампованными, литыми или коваными заготовками.
Можно сваривать и разнородные металлы: нержавеющие стали с углеродистыми, медь со сталью и др.
При изготовлении конструкций сложной формы использование сварки вместо ковки и литья дает большой экономический эффект. Например, производительность труда при изготовлении сварных конструкций в 2 раза выше, чем литых и кузнечно-штампованных, а условия труда значительно лучше. Капитальные вложения на тонну сварных конструкций в 1,5—2 раза меньше, а себестоимость в 1,3—1,6 раза ниже, чем в литейном производстве. Снижается вес, повышается надежность и долговечность изделий.
4. Удешевление технологического оборудования. Сварочное оборудование сравнительно несложно, относительно дешево и весьма высокопроизводительно. Это сокращает капитальные затраты на строительство металлообрабатывающих цехов, заводов и ускоряет их ввод в действие